Православные братства: так все начиналось. Листаем страницы истории
- Категория: Дела любви
- Создано 21.06.2018 12:38
Православные церковные братства как религиозные и благотворительно-просветительские объединения городского населения возникли на территории нынешней Беларуси в XI столетии. В то время они были немногочисленны. При учреждении церковных братств за образец были взяты примеры христианской жизни первых времен, основанные на многочисленных заповедях Спасителя и апостолов, говорящих про общность и любовь, какую должны иметь христиане между собой.
Конец XVI - начало XVII веков ознаменовались крупными потрясениями в церковной жизни, как Минска, так и других мест Великого княжества Литовского. Причиной церковных и общественных нестроений явилось подписание в 1596 году Брестской церковной унии, по которой православные люди без их предварительного согласия принуждались к признанию Папы Римского своим первоиерархом. Активное наступление унии и латинства конца XVI столетия вызвало оживление братского движения и возникновение новых братств. «Брацтвы сталi саюзамi людзей, гатовых да канца пастаяць за веру сваiх продкаў, а разам з тым абаранiць сваю этнiчную адметнасць i культуру». [21,57]
«В Минске было восемь братств: соборное Петро-Павловское, утвержденное королем 11 сентября 1592 года; шпитальное при Пречистенской церкви, Воскресенское Николаевское, Свято-Михайловское, Иоанно-Предтеченское, св.Анны при храме Петро-Павловском, Крестоносное, которому митрополит Петр Могила в 1640 году писал, призывая его принять участие в пожертвованиях для защиты от гонений…каждое из них имело в своем составе знатных лиц» [1,181], которые оказывали материальную поддержку братствам, являясь их попечителями и почетными членами. Одним из них, например, являлся «почетный член минского Николаевского православного братства И.И. Четвериков» [32,112], который письмом уведомил Минского архиерея, что для Ивенецкой церкви, Минского уезда, образуемой из костела, 29 апреля 1869 года из Москвы были высланы богослужебные предметы на сумму 855 рублей.
«Противодействие унии оказывали как рядовые горожане, так и Минский городской магистрат и многие знатные люди города, в том числе и основатели православного братства церкви Рождества Богородицы.» [43,11]
Братства делились на:
-приходские, распространявшиесвое влияние на церковный приход;
-общегородские, действовавшие через соборный храм города, а также через некоторые окружающие деревни;
-земские, охватывающие бóльшую территорию.
Социальный состав братств был очень разнообразный: лица духового звания и светские – шляхта, ремесленники, купцы, мастеровые.
Братства имели широкие права, утверждавшиеся королевскими привилегиями. В соответствии с ними братства могли строить новые церкви и восстанавливать старые, выбирать священнослужителей и игуменов, содержать богадельни, госпитали, школы и типографии, владеть движимым и недвижимым имуществом». «Акрамя таго, брацтвы былі вызвалены ад умяшальніцтва грамадскіх судоў, а падпарадкаваліся толькі каралеўскім» [21,54]
Православные братства имели значительное влияние на магистраты городов: в 1601 году магистрат Минска отказался признать униатских митрополитов.
В условиях наступления католицизма и установления унии права и привилегии братств постоянно нарушались. Земские и городские суды были переполнены жалобами и спорами из-за того, что братствам мешали возводить церкви, госпитали, богадельни, претендовали на их имущество. «Такая супярэчлівая сітуація стварылася перш за ўсе з-за палітыкі каралеўскай улады, якая, з аднаго боку, дакляравала брацтвам шырокія прывілеі і правы, а з другога – настойліва праводзіла лінію на поўную іх ліквідацыю у Вялікім Княстве Літоўскім» [21,55].
Братства имели значительные денежные и материальные средства, которые формировались за счет вступительных взносов и пожертвований, прибыли от печатного дела. Братствам передавались на вечное пользование земли и недвижимость. Все эти средства шли на благотворительность – содержание школ, госпиталей, богаделен.
Во время унии формы работы православных церковных братств были самые разнообразные: основание храмов и монастырей, проповеди, поучения, литературно-просветительская деятельность. Под влиянием братств и при их непосредственном участии в разных городах, в том числе и Минске, проходили выступления против униатских иерархов, были случаи сопротивления королевской власти.
Преследование Православия обратило ревность братств на защиту своей веры и на помощь пастырям Церкви. Выдающиеся и талантливые братчики взялись за перо и начали составлять богословские сочинения против унии, доказывая ее неправоту и призывая паству мужественно стоять за православную веру. Братства издавали полемическую, религиозную и богослужебную литературу и распространяли ее среди народа. Братства должны были постоянно бороться за сохранение исключительного права печатать книги на церковно-славянском языке.
Католические и униатские иерархи не раз обращались с жалобами в суд на братства «за невыкананне абрадаў, павіннасцяў на ўтрыманне касцелаў, за самавольнае будаўніцтва праваслаўных цэркваў» [21,54].
После того, как архимандриты минских монастырей и настоятели церквей в июне 1609 года дали обязательство о присоединении к унии и повиновении униатскому священоначалию, православные минчане, в основном богатая шляхта и мещане, объединившись в братство, в обход официальному запрету, собрались в Минском замке и постановили основать в городе Петро-Павловскую церковь и 2 монастыря: мужской, Свято-Петро-Павловский, вместо перешедшего в унию Спасо-Вознесенского, и женский.
На протяжении почти двух веков верность Православию в Минске продолжал сохранять только Свято-Петро-Павловский монастырь, основанный в 1613 году. При нем действовали типография, школа, госпиталь. По благословению Патриарха Иерусалимского Феофана, при монастыре существовало братство во имя святого Иоанна Крестителя.
В октябре 1890 года на углу Захарьевской и Ново-Московской улиц была освящена новопостроенная деревянная церковь во имя Казанской иконы Божией Матери». К 1898 году Свято-Казанская, или как еще называли Привокзальная церковь, на добровольные пожертвования была расширена. Тогда же при церкви учредили братство, главной обязанностью которого было собирать средства на строительство в этом районе нового более вместительного и прочного храма» [43,20].
Для распространения истин православной веры при каждом братстве учреждались школы. Известно, что «с 1590 года школа существовала … при соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы» [43,10] в городе Минске. При соборной Минской церкви в 1592 году была основана школа Минского Братства. «Но около 1616 года минское братство вместе со школою сделалось, по разным причинам, столь малоизвестным, что члены минского магистрата» [27,106] не знали о его существовании, и король в этом же году по этому делу был вынужден начать расследование.
Следующей братской школой в городе Минске стала школа при братстве Петро-Павловского собора, основанная вместе с братством в 1613 году. От этого братства до нас дошел «протест, поданный им на монахов обращенной в унию Козьмо-Демьяновской церкви, о жестоких насилиях и нападениях, какие терпели ученики Братской школы от униатских школьников» [27,106].
В Минских Епархиальных Ведомостях за 1880 год говорится о благотворительном Обществе Минских Врачей, несшем послушание в одной бесплатной городской больнице, цель которой согласно Уставу заключалась в том, чтобы «доставлять лечащимся … бедным больным возможную медицинскую помощь, окормляя их безвозмездно» [38,18]. Оно существовало на добровольные пожертвования и средства трех попечителей.
В статье «Западнорусские православные братства, их современные значение и задачи», вышедшей в свет в Вильно в 1912 году, говориться об организационных формах и методах работы братств 20-го века. Между прочими их задачами значатся новое направление деятельности – борьба «против революционного движения» [36,274].
Об обществах милосердия в истории Минска упоминается, что в 1874 году Минское местное Управление Общества попечения о раненых и больных воинах организовало корпорацию членов, состоявшую из сестер милосердия для усиленной помощи в военное время и разносторонней деятельности в мирное время. Ее задача заключалась в следующем: «во время войны сестры принимают на себя во имя Христа и Его любви священный труд попечения о раненых и больных воинах, а в мирное время уход за частными больными … в частных домах…» [33,305-306]. Об этой же организации говориться в Отчете Попечительного совета Минской общины сестер милосердия Красного Креста [36,132].
Как видно из отчета, сестры состояли не в приходском сестричестве, а в государственном Обществе Красного Креста.
Автор: Священник Геннадий Торопович
Фото: JW.org
Источники и литература
1.Беларусь в исторической государственной и церковной жизни. Минск.1990.
2.Вербицкая Ксения. Отчет о деятельности Сестричества во имя преподобномученицы Великой княгини Елисаветы. Минск. 1999.
3.Вербицкая Ксения. Отчет о деятельности Сестричества во имя преподобномученицы Великой княгини Елисаветы. Минск. 2000.
4.Вербицкая Ксения. Отчет о деятельности Сестричества во имя преподобномученицы Великой княгини Елисаветы. Минск. 2001.
5.Дихтиевский О.В. Отчет о деятельности Православного Братства во имя Архистратига Михаила за 1993 – 1994 г.г. Минск.
6.Дихтиевский О.В. отчет о деятельности Православного Братства во имя Архистратига Михаила Минской епархии за 1995 г. Минск.1995.
7.Дихтиевский О.В. Отчет о деятельности Православного Братства во имя Архистратига Михаила Минской епархии за 1996 г. Минск. 1996
8.Дихтиевский О.В. Отчет о деятельности Православного Братства во имя Архистратига Михаила Минской епархии за 1997 г. Минск. 1997
9.Дихтиевский О.В. Отчет о деятельности Православного Братства во имя Архистратига Михаила Минской епархии за 1998г. Минск. 1998
10.Дихтиевский О.В. Отчет о деятельности Православного Братства во имя Архистратига Михаила Минской епархии за 1999г. Минск. 1999
11.Дихтиевский О.В. Отчет о деятельности Православного Братства во имя Архистратига Михаила Минской епархии за 2000 г. Минск. 2000
12.Доклад Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на юбилейном архиерейском Соборе Русской Православной Церкви // Сборник документов и материалов Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. Нижний Новгород. 2001.
13.Жилкина Елена. Отчет за I-е полугодие 2001г. Православное общество милосердия Святой Праведной Софии Слуцкой. Минск. 2001.
14.Жилкина Елена. Отчет за II-е полугодие 2001г. Православное общество милосердия Святой Праведной Софии Слуцкой. Минск. 2001.
15.Зенкевич Елена. Деятельность женских организаций Православной Церкви в Беларуси. Минск. 2001.
16.Зенкевич Елена. Отчет о работе Союза Сестричеств милосердия Минской Епархии 1998-2000 г. Минск. 2000.
17.Илькевич А.Г. Отчет о работе Православного Братства врачей во имя Святого Великомученика и Целителя Пантелеимона за 1999 год. Минск. 1999.
18.Илькевич А.Г. Отчет о работе Православного Братства врачей во имя Святого Великомученика и Целителя Пантелеимона за 2000 год. Минск. 2000.
19.Каталог изданий Минского Свято-Петро-Павловского собора при участии Православного Братства Святых Виленских Мучеников. Минск. 2001.
20.Круглый стол по межцерковной помощи в Республике Беларусь. Общий отчет 1997-2000 гг. Минск.2000.
21.Кулажанка Лiдзiя. Служыць Царкве i Радзiме. (Шляхi Брацтва у гонар Трох Вiленскiх Мучанiкау).// Минские Епархиальные Ведомости №3.Минск.1997.
22.Матрунчик Н.А. Отчет о деятельности Православного братства Трех Виленских Мучеников за 1999 год. Минск. 1999.
23.Матрунчик Н.А. Отчет о деятельности Православного братства Трех Виленских Мучеников за 2000 год. Минск. 2000
24.Метто Т.К. Отчет о работе сестричества во имя преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой при храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» за 2000 год. Минск. 2000.
25.Метто Т.К. Отчет о работе сестричества во имя преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой при храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» за 2001 год. Минск. 2001
26.Монастырь во имя Святой Преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы. Минск. 2000.
27.О православных церковных братствах. Минск.1996.
28.Отчет за 2000 год от группы милосердия, посещающих Дом престарелых и инвалидов по ул. Ваупшасова,33 г. Минск. Минск. 2000.
29.Отчет о работе Библейской Комиссии Белорусского Экзархата РПЦ за 2000 год. Минск. 2000.
30.Отчет о работе за 1999/2000 учебный год молодежного православного братства студентов и выпускников Минского медицинского института. Минск. 2000.
31.Плющева Вера. Отчет Сестричества во имя Святых Марфы и Марии за 2000 г. Минск. 2000.
32.Пожертвование для Ивенецкой церкви.//Минския Епархиальныя Ведомости №8. Часть неофициальная. Минск.1869.
33.Положение о сестрах милосердия.// Минския Епархиальныя Ведомости №9. Часть неофициальная. Минск. 1874.
34.Протокол заседания старших сестер минских сестричеств от 11 марта 1998 года. Минск. 1998.
35.Протокол Учредительного Собрания союза сестричеств милосердия Белорусского Экзархата от 15 июня 2001 года. Минск. 2001.
36.Сакольчик А.А. Дооктябрьская книга на русском языке о Белоруссии (1768-1917гг). Минск.1976.
37.Статут Беларускага Праваслаўнага Брацтва Трох Віленскіх Мучанікаў. Мінск. 1993.
38.Устав Лечебницы для приходящих бедных больных при Обществе минских Врачей.//Минския Епархиальныя Ведомости №1. Часть официальная. Минск. 1880.
39.Устав Православного Братства во имя Архистратига Михаила Минской епархии Белорусского Экзархата Московского Патриархата. Минск. 1992.
40.Устав Православного Братства врачей во имя Святого Великомученика и Целителя Патнелеимона Минской Епархии Белорусского Экзархата Московского Патриархата. Минск. 1999.
41.Устав Православного Сестричества во имя преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Минской епархии Белорусского Экзархата Московского Патриархата. Минск.1997.
42.Устав Православного Сестричества во имя Святой Благоверной Царицы-Мученицы Александры (Новой) Минской епархии Белорусского Экзархата Московского Патриархата. Минск. 2001.
43.Церкви и приходы Минска. Минск.2001.