Православные братства: так все начиналось. Листаем страницы истории

Православные церковные братства как религиозные и благотворительно-просветительские объединения городского населения возникли на территории нынешней Беларуси в XI столетии. В то время они были немногочисленны. При учреждении церковных братств за образец были взяты примеры христианской жизни первых времен, основанные на многочисленных заповедях Спасителя и апостолов, говорящих про общность и любовь, какую должны иметь христиане между собой.

Подробнее...

Мир дому

С 2009 г. в Лиде Гродненской области работает первый и пока единственный в религиозном сообществе Беларуси приют, опекаемый православным сестричеством, где помогают женщинам и детям, пострадавшим от домашнего насилия. В 2014 г. был создан в виде печатного пособия и DVD-диска уникальный учебный модуль «Мир дому» по профилактике данной проблемы. Он не содержит информации, прямо либо косвенно противоречащей учению Православной Церкви, и может использоваться церковными социальными службами по своему целевому назначению.
 
Мир дому
 
В благодарственном письме от Министерства внутренних дел Республики Беларусь, направленном в адрес Митрополита Минского и Заславского Павла по поводу деятельности БПЦ в области предупреждения насилия в семье, отмечен весомый вклад в это дело Союза сестричеств и приведена следующая статистика: «Практически каждое третье убийство и умышленное причинение тяжких телесных повреждений совершаются в отношении близких. В 2014 г. зарегистрировано 125 таких убийств и 252 умышленного причинения тяжких телесных повреждений, а количество административных правонарушений превысило 40 тысяч».
 
Подробнее о проделанной работе рассказывают исполнительный секретарь ССМ БПЦ Елена Зенкевич и пресс-секретарь Антонина Банько.
 
Елена ЗенкевичЕлена Зенкевич: Проблема домашнего насилия волновала нас давно. Мы изучали возможные методы решения конфликтных ситуаций в семьях, используя разработки и материалы светских специалистов. А с 2012 г. начали системно разрабатывать методики, основываясь на христианском мировоззрении. Думаю, ни для кого не секрет, что в Церкви существуют полярные мнения в отношении домашнего насилия. Сегодня можно говорить о результатах, которые в отдельных позициях даже перевыполнены.
 
За этот небольшой период вместе с богословами и священнослужителями разработан проект концепции социального служения БПЦ по укреплению семьи и противодействию домашнему насилию, подготовлено учебное пособие, проведено большое количество семинаров по профилактике насилия в семье (они оказались очень востребованными), осуществлены два масштабных (на уровне республики) творческих конкурса «Мир дому».
 
Поскольку мы — религиозная организация, и наша задача — взаимодействовать преимущественно с религиозным сообществом, руководствовались мы Святым Евангелием и принципом любви и доброго отношения к ближнему, который понятен каждому верующему. Вот почему мы и подключили к работе священников и теологов. В процессе обсуждения и создавались учебный модуль, методическое пособие с упражнениями, примерными программами семинаров, материалами с определениями, которые сочетают светские и духовные знания.
 
Проблема домашнего насилия волновала нас давно
 
— Семинары для какой аудитории предполагались?
 
— Мы пришли к мнению, что очень сложно определить границы. Сегодня мы с вами встречаемся в церкви, а завтра можем пересечься в любой светской структуре или по месту работы. Поэтому мы не стали ограничиваться только сёстрами милосердия, членами братств и сестричеств, священниками, а пошли дальше. Тем более что подписана программа сотрудничества между Церковью и государством, многие приходы активно работают с социальными службами — государственными территориальными центрами и иными структурами. Мы начали проводить совместные мероприятия, и оказалось, что наши наработки по этому модулю интересны профессиональным психологам, социальным педагогам, причём педагогам разных вероисповеданий.
 
— Какие наработки?
 
— Мы сделали контент-анализ, собрали информацию: методические материалы светского характера по социальной работе, психологии, педагогике для студентов, для светских специалистов. Просмотрели массу материалов, которые готовились представителями других конфессий, — например, у католиков есть программы по укреплению семьи. Знакомились с опытом Армянской Церкви, изучали наработки московских специалистов, опыт поляков и американцев. Попутно привлекали светских специалистов.
 
— А почему возник такой интерес к этому вопросу? Проблема насилия в семье настолько острая?
 
— На наш взгляд — да. И любой думающий священник, искренне исполняющий свои обязанности, скажет, что к нему на исповедь и беседы приходили и женщины, и мужчины, страдающие от домашнего насилия. Очень серьёзные проблемы в семьях, где бьют, издеваются и считают это нормой, и что, самое страшное, именуют себя христианами.
 
Вот человек голоден — его накормили, он сыт…
 
Вот человек голоден — его накормили, он сыт, и на какой-то короткий период проблема решена. Домашнее насилие — пролонгированная проблема, и в одночасье её не решить. Ведь ребёнок, который видит ситуацию насилия, даже если она его не касается напрямую, — не просто сторонний наблюдатель. Сцены насилия в семье накладывают отпечаток на детскую психику, и у ребёнка вырабатываются образцы насильственного поведения. Если мальчик видит, как отец бьёт мать, то у него на подсознательном уровне усваивается, что это — поведение настоящего мужчины; у девочки тоже формируется образец поведения женщины-жертвы.
 
— Вы считаете, что можно перевоспитать взрослого человека?
 
— Можно. Если он сам этого захочет. Ведь многое мы делаем неосознанно. Например, видели картины насилия в семье, и неосознанно их повторяем, не принимая за насилие. А люди, пройдя наши семинары, начинают отличать насилие от истинности поведения мужчин и женщин.
 
— Спорный момент! Ведь под статью насилия можно подписать и моменты воспитания, которое предполагает не насилие, а, скажем, понуждение ребёнка к лучшему поведению. И взрослого человека порой нужно резко одёрнуть и поставить на место. Бывает, что только силовые методы помогают сдержать агрессию. Как разобраться — насилие это или нет?
 
— Любым инструментом можно злоупотребить: на компьютере легко и Библию почитать, и порнографию посмотреть. Реальный критерий всегда есть, если мы говорим о христианском отношении к людям и христианской любви. Именно любовь должна быть в основе, а не власть: вот я так хочу…
 
Именно любовь должна быть в основе, а не власть: вот я так хочу
 
— Вас не пугает опасность, что мы, христиане, исходя из благих намерений, будем развивать работу против домашнего насилия, а потом люди, которые преследуют иные цели, воспользуются нашими трудами? Недаром в церковной среде есть точка зрения: не надо вмешиваться в дела семьи.
 
— Так раньше и было: нет тела — нет дела. Когда убил, тогда начинаем кричать: ай-яй-яй! Вот побивал муж жену, она приходила и плакалась священнику: «Что делать, батюшка, он меня бьёт?!» В какой-то момент муж не рассчитал силу, толкнул жену, она неудачно упала и получила смертельную травму. Тот не собирался её убивать, но… «так получилось». Отца посадят, мать — в могиле, а дети — в детском доме…
 
— Как же в этом деликатном деле, помогая, не навредить?
 
— Проблема в одном: человек просто не знает, что можно вести себя по-другому. Насилие говорит о слабости: ты лупишь ребёнка, ибо тебе не хватило слов, терпения, сил. Почему мы пишем в названии проекта «профилактика и предотвращение»? Показываем образец — вот к чему надо идти. Но не заставляем, а даём упражнения, чтобы вырвать человека из «колеи», в которой он находится по привычке, чтобы начал думать и анализировать своё поведение, а не «катиться» по инерции. Мы решили не ограничиваться только профилактикой и предотвращением насилия, но и показывать образец здоровых отношений, давать соответствующие рекомендации, методики для укрепления семьи и создания благоприятного домашнего климата.
 
— Есть ли приоритеты по возрасту, с какой аудиторией лучше работать?
 
— Нет. Тема актуальна для всех возрастов. Подросткам, начинающим встречаться, строить отношения с противоположным полом, молодым людям, которые ещё будут вступать в брак, она однозначно нужна. В семинарах участвовали и пары с серьёзным опытом семейной жизни; им тоже было очень полезно.
 
— Но придут ли на семинары те, кому действительно нужно? И как лектору дойти до аудитории, которой необходим разговор о домашнем насилии?
 
Нельзя помочь тому, кто этого не хочет
 
Антонина Банько: Нельзя помочь тому, кто этого не хочет. У него обязательно должно быть желание что-то менять в своём поведении. В Минский городской центр обслуживания семьи и детей через участковых поступает статистика о фактах бытового насилия. Специалисты этого центра обязаны позвонить в каждую семью и предложить им услуги психологической помощи — частная консультация, групповая работа. Так вот из тех, кого они обзванивали, к сожалению, мало кто откликнулся на это предложение…
 
В государстве серьёзно поставлена работа с семьями в социально опасном положении, — вспомним Декрет № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях». Педагоги, психологи, участковые идут в семьи, пытаются образумить родителей, предлагают варианты помощи, лечения от алкоголизма. В одних случаях люди приходят в себя, меняют поведение, устраиваются на работу, в других — увы...
 
— Но насколько продуктивно вмешательство госструктур, не есть ли это нечто искусственно навязанное?
 
— Опять же, должны быть предоставлены право выбора и доступ к информации: где, какие организации и какого рода помощь оказывают. Но человек делает выбор сам; мы не можем за него прожить жизнь. Не все жертвы насилия готовы меняться. То же — и с агрессорами. Если работать только с жертвами, искомого результата не будет.
 
Елена Зенкевич: В некоторых странах, когда человека уличили, что он агрессор, ему предлагают либо выплатить большой штраф, либо тюремное заключение, либо посещение психотерапевтической группы. Они предпочитают в тюрьме сидеть, нежели ходить к психотерапевту и что-то менять.
 
Антонина Банько: Но среди тех, кто ходит, по статистике, меньше повтора случаев агрессии. У нас, в Беларуси, разработана национальная модель комплексной работы с мужчинами-агрессорами, есть подготовленные специалисты.
 
На самом деле, надо продолжать работу
 
Елена Зенкевич: Наши наработки можно внедрять на беседах с венчающимися. К печатному пособию мы прилагаем DVD-диск, где собраны готовые презентации, видеоролики. Но то, что мы сделали за три года, — капля в море. На самом деле, надо продолжать работу. Готовность людей получать нужную информацию есть, но нет ресурсов для её распространения.
 
Тот же приют для жертв насилия в Лиде… Не увидели мы движения навстречу со стороны государства. У нас главный расход — аренда помещения; и мы ещё за это платим налог. Нам обещали помещение, поддержку, однако не получили их. Будем временно закрываться, пока не построим собственное помещение.
 
— Исходя из накопленного опыта, какие методы работы будут более эффективны — публикации в СМИ, издание пособий, лекции в учебных заведениях?
 
— Если говорить о КПД, об усвоении материала и применении тех навыков, которым пытались научить, то работа в малых группах наиболее эффективна. Но группы — это маленький охват. Наша идея была — обучить сестёр милосердия, церковных социальных работников, чтобы они уже дальше работали на местах. Например, обучили сто человек, а они у себя на месте начали работу ещё со ста человеками, и так далее...
 

Беседовала Елена НАСЛЕДЫШЕВА 

Всё управил Господь

Летопись сестричества во имя преподобной Евфросинии Полоцкой
 
Летопись сестричества во имя преподобной Евфросинии 
Первая община сестёр милосердия во имя святой Софии Слуцкой появилась на заре возрождения церковной жизни благодаря заботам и попечению Митрополита Минского и Слуцкого Филарета, бывшего тогда Предстоятелем Белорусской Православной Церкви.
 
Спустя три года в среде верующих одного из столичных приходов образовалось ещё одно сестричество — во имя преподобной Евфросинии Полоцкой. Это произошло естественно и закономерно, когда люди, пришедшие в храм после долгих лет безбожия, начали не только активно включаться в церковную жизнь, но и жертвенно служить тем, кто нуждался в их помощи. Деятельность нового сестричества приобрела свою, особенную направленность — главным попечением сестёр стал уход за больными, престарелыми и инвалидами на дому.
 
В 1991 г. священник Свято-Духова кафедрального собора был назначен настоятелем будущего храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Отцу Игорю Коростелёву предстояла сложнейшая задача — возвести крупный храмовый комплекс там, где его никогда прежде не было.
 
«Придя в чистое поле, отец Игорь начал с того, что организовал воскресную школу, — вспоминает старшая сестра сестричества во имя преподобной Евфросинии Полоцкой Тамара Метто. — Занятия проходили на базе 125-й средней школы. Мы привели туда своих детей в 1991 г. Весной, 26 апреля, заложили памятный камень — это ведь храм в память жертв Чернобыля, а в сентябре начала работать воскресная школа.
 
Настоятель собирал средства на строительство храма. В филармонии тогда давали благотворительные концерты — на призыв о помощи откликнулись многие известные артисты. В воскресной школе образовался костяк коллектива — родительский комитет, он-то и распространял билеты».
 
Тамара Метто 
Сестра Тамара активно, заинтересованно участвовала в работе воскресной школы: обучала детей церковно-славянскому языку и пению, вошла в состав родительского комитета. Но никто тогда не мог и подумать, что бурная жизнь воскресной школы даст импульс ещё одному важному начинанию: «Всё Господь управил, и всё сложилось само собой… Однажды отец Игорь взял нас в протезно-ортопедический госпиталь. Он находится недалеко от нашего прихода.
 
Люди здесь лежат очень долго, пока их подлечат и изготовят протезы. Периодически пациенты возвращаются. Духовно здесь очень тяжёлый фронт работ. Есть там люди, которые по старости или в результате сахарного диабета остаются без конечностей, а есть молодые, попавшие в дорожно-транспортные происшествия. Для них это — трагедия. Как правило, распадаются семьи. И несчастные уже не хотят жить дальше.
 
В госпитале мы начали с того, что просто утешали людей, поддерживали, вселяли надежду, но без слова о Боге это сделать невозможно. Многие потом просили им крестики купить. Мы раз сходили туда, два сходили… И уже не ушли.
 
Наши дети-старшеклассники из воскресной школы тоже активно включились в это служение и ходили вместе с нами».
 
Какое-то время активные члены прихода в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», не называясь сеcтричеством, выполняли функции сестёр милосердия. А в декабре 1991 г. настоятель прихода предложил оформить их статус официально. В то время община, которая стала именоваться сестричеством, насчитывала 15 взрослых и столько же подростков — их детей. Первой старшей сестрой была избрана Марина Макашевич. Чуть позже деятельность сестёр возглавила Тамара Метто. Официальное благословение Митрополита Минского и Слуцкого Филарета сеcтричеству последовало 5 июня 1992 г. — в день памяти преподобной Евфросинии Полоцкой.
 
К этому времени среди подопечных сестричества были уже не только пациенты госпиталя, но и нуждающиеся жители городских кварталов, расположенных вокруг прихода, — одинокие старики, инвалиды, тяжело больные люди. Всё началось с визита к заболевшей учительнице пения.
 
«Педагоги общеобразовательной школы, где училась моя дочь, — рассказывает сестра Тамара, — попросили её навестить одну учительницу, которая раньше работала с ними, а теперь болела. Я пошла вместе с дочерью. Людмила Петровна рассказала нам свою историю. Мы слушали и плакали все вместе…
 
Всё управил Господь 
Она в одиночку воспитала, подняла на ноги приёмного, причём больного, ребёнка. А потом женщина сама серьёзно заболела — рассеянным склерозом, стала лежачей больной. Для Людмилы Петровны это было очень тяжело духовно — будучи крещёной, от Церкви она была далека. Мы стали с ней беседовать, спустя какое-то время предложили причаститься. Когда это произошло, она почувствовала себя лучше. А после соборования вообще встала! И приходила к нам на праздники, играла на аккордеоне и пела. А ведь до этого пролежала несколько лет.
 
Позже возраст всё же взял своё — её состояние опять стало тяжёлым, но на этом примере Господь показал нам чудесную силу церковных Таинств».
 
Младшее сестричество, состоявшее из подростков, не отставало от взрослых. С усердием, прилежностью и состраданием девочки и юноши посещали престарелых на дому, ходили также во 2-й детский дом, где находились дети-сироты в возрасте от года до трёх лет. Любовь и забота сестёр восполняли то, чего лишили этих малышей их собственные родители. «Туда, в основном, девчонки наши ходили, — уточняет сестра Тамара. — Помогали ухаживать за детками, прогуливали. Приходил священник, совершал Таинство Крещения. Всё по Промыслу Божию сложилось — директор очень нас поддерживала. А вот когда в 1994 году руководство сменилось, нас оттуда вежливо отстранили.
 
Разных людей опекали. Одна наша юная сестричка Таня (ныне матушка Татьяна Кивович) посещала больную, у которой не было рук. Она такой родилась. Эта женщина научилась всё делать ногами: готовила себе пищу, вязала, писала. Причём у неё очень красивый каллиграфический почерк. Она даже окончила истфак БГУ».
 
Пока шла подготовка к возведению храмового комплекса, протоиерей Игорь Коростелёв продолжал руководить сестричеством Евфросинии Полоцкой. Когда же развернулось полномасштабное строительство, пришлось назначить другого духовника. Это послушание было поручено иерею Владимиру Шичко.
 
Со временем количество сестёр росло. К примеру, на начало 2002 г. община насчитывала 34 сестры и 6 послушниц. К сёстрам неоднократно подходили прихожане и выражали желание потрудиться ради ближних. Однако не каждому удавалось реализовать свои намерения и принести ощутимую пользу.
 
Со временем количество сестёр росло 
Сестра Тамара: «Вначале у нас было просто: пришёл человек, попросился — вот и сестра уже. Но опыт показал, что так делать нельзя, потому что попадались случайные люди.
 
Сейчас по уставу (он у нас только внутренний, ибо мы не являемся юридическим лицом, а лишь подразделение прихода) сестра обязательно должна пройти катехизические занятия — наша приходская воскресная школа рассчитана и на детей, и на взрослых. И тогда мы берём её в послушницы. Она проходит годичный испытательный срок: даём ей небольшие поручения. Вот одна женщина два года была послушницей и, в конце концов, отказалась. Человек сам понял, что это не его».
 
Благословение на служение сестры милосердия и право ношения косынки послушницы получают на праздник преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой.
 
Вспоминая о том, как складывалась жизнь и деятельность сестёр Скорбященского прихода, сестра Тамара часто повторяет: «Всё сложилось само собой». И, действительно, обозревая этапы становления сестричества, нельзя сказать, что сёстры строили какие-то планы и целенаправленно стремились их реализовать. Видимо, Промыслом Божиим сложилось так, что главным делом сестричества стала опека нуждающихся на дому.
 
Посещая своих подопечных, сёстры ухаживали за тяжелобольными и немощными стариками, приносили им продукты и готовили пищу, стирали, занимались уборкой и мелким ремонтом квартиры. Малоимущим, находящимся на грани нищеты, приносили обеды, приготовленные в трапезной храма. И, конечно же, каждый, за кем ухаживали сёстры, слышал от них немало тёплых, проникновенных слов о милости Божией, о храме, о Таинствах.
 
Сестра Тамара: «Народ, в основном, невоцерковлённый был, верующих людей немного. Поэтому поначалу мы старались просто оказать помощь, чтобы человек почувствовал расположение к сестре. Потом потихоньку начинали беседовать. И очень многие люди воцерковились».
 
Однако постоянно напоминала о себе одна серьёзная проблема — сёстрам не хватало навыков ухода за тяжёлыми, прикованными к постели, больными. Как предотвращать появление пролежней и как их лечить? Как не надорвать собственное здоровье, избежать проблем с позвоночником? Сёстры старались получить нужные знания везде, где только можно: ходили на все курсы, которые организовывал «Красный крест», посещали занятия во 2-й городской больнице, какой-то опыт приобрели интуитивно... Но самую ценную помощь оказали им сотрудники диаконических служб Германии. В этой стране уже более 100 лет профессионально занимаются патронажем больных на дому.
 
Сёстры старались получить нужные знания везде 
О том, как складывались дружественные отношения с работниками диаконии в Германии, старшая сестра вспоминает: «В 1995 году восемь сестёр нашего сестричества были приглашены в Германию на стажировку. Поездку финансировал один протестантский пастор, точнее, его община. Они часто посещали наш приход и оказывали посильную помощь. В Германии для нас провели краткий теоретический курс ухода за больными на дому, а в качестве практики мы работали в госпитале».
 
Одним из важнейших направлений деятельности сестричества Евфросинии Полоцкой стала работа с детьми-инвалидами, имеющими диагноз ДЦП.
 
Сестра Тамара: «Мы организовали занятия для небольшой группы из десяти детей с ДЦП. Сначала это были беседы с родителями и детьми по субботам. Их собирали по домам и привозили приходским транспортом. Занятия проходили в одном из классов воскресной школы. Потихоньку начали заниматься с ними рисованием, лепкой, музыкой (тропари заучивали, духовные песнопения), потом началась катехизация. Занимались с ними наши сёстры Марина Кравцова (сейчас кандидат психологических наук), Ксения Забоштанская, тоже кандидат наук, и другие сёстры.
 
Дети и родители между собой перезнакомились, стали дружить, созваниваться. Больше всего любили занятия физкультурой. С ними занималась наша сестра Татьяна Левичева — бывшая гимнастка, работает хореографом в колледже. Она побывала в разных реабилитационных центрах, изучила методики работы с детьми-инвалидами и устраивала занятия в форме игры под музыку. Дети с таким удовольствием занимались! А в конце занятий обязательно чаепитие. И родители, и дети с большим нетерпением ждали субботы! Если кто-то заболевал и не мог приехать — просто плакали.
 
Мы устраивали праздники для наших подопечных, и до сих пор продолжаем эту традицию, хотя уже выросли наши дети. На Рождество и Пасху привозим их, и в здании прихода обязательно — сладкий стол, концерт. Сестра Татьяна всегда приглашает талантливых детей, которые танцуют, поют. Из музыкального лицея дети-скрипачи с удовольствием приезжали. Они очень ответственно готовились! К сожалению, мы перестали проводить для детей с ДЦП занятия — появились проблемы с транспортом.
 
Но в 2004 году начался у нас новый проект для детей с ДЦП — иппотерапия. Занятия начала проводить инструктор Алёна Мороз. Она сама предложила помощь нашему сестричеству, и мы считаем её нашей сестрой. Так Господь вёл.
 
В 2004 году начался у нас новый проект для детей с ДЦП — иппотерапия 
Сначала детей возили в Ратомку, потом это стало очень дорого. И инструктор на собственном участке построила конюшню, купила лошадей и проводила занятия в посёлке Тарасово».
 
Кроме детей, страдающих ДЦП, сестричество Евфросинии Полоцкой оказывало материальную и духовную помощь взрослым инвалидам-колясочникам. Эти люди в силу своих недугов, лишивших их свободы передвижения, тоже жили затворниками и общались друг с другом только по телефону. По предложению старшей сестры, было решено организовать для них встречу. В то время минские предприятия часто по просьбе сестричества бесплатно выделяли транспортные средства. А предприятие индустриального домостроения безвозмездно предоставило сёстрам помещение в своём доме культуры. И вот инвалидов привезли сюда в один из дней Рождественских святок.
 
«Они никогда друг друга не видели, а когда узнали, кто есть кто, плакали и обнимались, — делится незабываемыми впечатлениями сестра Тамара. — Сёстры тогда не могли предложить им хорошее угощение — чай был, сёстры сами что-то испекли к столу, — всё скромно, но людей очень много, и все  радовались! Священник Сергий Кузьменков, который служил тогда на нашем приходе, пригласил артистов. Потом сами инвалиды выходили и читали свои стихи.
 
Сестричество стало ежегодно проводить такие праздники — на Рождество и на Пасху. Потом стало труднее с транспортом, и уже собирали своих подопечных в приходе.
 
Мы с сёстрами даже возили наших инвалидов, кто мог, в паломнические поездки. И в Почаеве были, и в Троице-Сергиевой Лавре, и в Оптиной пустыни, в Полоцк не раз ездили, в Жировичи».
 
С момента своего образования сестричество — волонтёрская организация, у которой нет постоянного источника финансирования. Сёстры не получают зарплату. В свободное от основной работы время они надевают форму, белую косынку с крестом и помогают своим ближним, движимые исключительно верой и стремлением исполнить заповеди Божии.
 
Только несколько сестёр, обслуживающих тяжелобольных, нигде не работают и получают плату за свои труды. Сначала материальную помощь сестричеству оказывали немецкие друзья, теперь труд сестёр оплачивает приход.
 
Сёстрам диаконии приходится отдавать своим подопечным много времени и сил, осуществлять элементарный медицинский и санитарный уход: лечить пролежни, делать инъекции, кормить и мыть беспомощных страдальцев.
 
Есть люди на нашем полном попечении 
«Есть люди на нашем полном попечении. Это те, у кого нет возможности взять платную сиделку, — поясняет сестра Тамара. — Ну, как было бросить без помощи женщину с рассеянным склерозом, колясочницу, у которой девочка 10-ти лет и больше никого?!
 
Ещё одна очень тяжёлая больная. 15 лет лежала — тоже рассеянный склероз. Причём женщина была парализована. Пролежни мы ей залечили, но со спастикой ничего не сделаешь. В таком состоянии и умерла».
 
В 2008 г. в жизни сестричества произошло знаменательное событие — началось осуществление уникального образовательного проекта «Уход на дому». Благодаря соглашению о сотрудничестве между объединением «Социальная служба мира и взаимопонимания между народами» г. Дортмунда и приходом в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Минск приехала и провела курсы по уходу за лежачими больными госпожа Габриэлла Рэттгер. Она руководит центром CURANUM в г. Аугсбург. В этом центре помогают пожилым людям (даже предоставляют возможность проживания), консультируют семьи, где ухаживают за тяжело больным родственником.
 
Темой теоретических и практических занятий стали: профилактика пролежней, уход после инсульта, при рассеянном склерозе, сахарном диабете.
 
Курсы, проведённые на территории минского православного прихода, принесли значительную пользу не только членам сестричества Евфросинии Полоцкой, но и медицинским, социальным работникам, членам общественных объединений. Ведь, по словам сестры Тамары, на курсы госпожи Габриэллы сёстры пригласили сотрудников «Красного креста», Дома милосердия, территориального центра социального обслуживания населения, реабилитационного центра в Аксаковщине.
 
Cейчас к нам обращается практически весь город 
Завершая рассказ о сестричестве, старшая сестра сокрушённо вздыхает: «Cейчас к нам обращается практически весь город. Больше всего людям нужны сиделки — родители болеют, а детям нужно работать. Но я переадресовываю их в территориальные центры, которые сейчас есть в каждом районе города. Ведь мы можем помочь только немногим.
 
А в остальном — все прежние направления деятельности остались. В первую очередь, занимаемся духовной работой. Кто-то говорит, что надо посещать только своих, православных, но мы посещаем всех. А наши постоянные подопечные, которых опекаем много лет, уже не могут без причастия, без соборования. Поэтому у нас на приходе каждую неделю специально в расписание ставят требного батюшку для подопечных сестричества.
 
Наши юные сёстры выросли, кто-то поступил в институт, у кого-то появились семья, дети.
 
Работать всё трудней, ведь сёстры становятся старше, и им уже тяжело нести прежнюю нагрузку. Но каждый берёт на себя, что может, — по силам. И трудятся, и стремятся оказать помощь своим ближним».
 

Елена НАСЛЕДЫШЕВА
11.04.2018

Первое белорусское сестричество

В этом году исполняется 30 лет, как после долгого периода атеистических и антихристианских настроений в Минске появилось первое сестричество милосердия.
 
Первое белорусское сестричество
 
После событий 1917 г. и беспощадного уничтожения всего, что напоминало новой атеистической стране о её христианских корнях, люди не могли открыто исповедовать свою веру и, тем более, не могли свидетельствовать о ней, совершая дела милосердия. На обширной территории советского государства были ликвидированы все православные благотворительные организации.
 
Лишь в 1988 г. в атмосфере политической жизни Советского Союза наметились серьёзные перемены, и широкий резонанс приобрела знаковая дата 1000-летия Крещения Руси. В конце того знаменательного года, 15 декабря, после Божественной литургии Митрополит Филарет обратился к прихожанам Минского Свято-Духова кафедрального собора с проповедью, в которой впервые призвал образовать общество милосердия. Тогда же Владыка рассказал, что в Москве и Киеве уже образованы подобные общества.
 
15 человек откликнулись на призыв — так было положено начало образованию сестричества в честь святой праведной Софии Слуцкой, мощи которой покоятся в Кафедральном соборе белорусской столицы. Именно эту святую, прославленную Церковью как ревнительницу Православия, щедро творившую дела милосердия, избрали в качестве своей небесной покровительницы прихожане, решившие посвятить себя служению больным и немощным.
 
Старшей сестрой была назначена Елена Жилкина. Сейчас в силу возраста и состояния здоровья Елена Александровна не может исполнять это послушание. Несколько лет назад она поделилась своими воспоминаниями, которые теперь, спустя три десятилетия, приобретают особую ценность:
 
— Владыка в тот же день, 15 декабря, назначил собрание будущих сестёр милосердия. Мы пришли в здание епархиального управления — записались. И тут же Его Высокопреосвященство выбрал старшую, указав на меня: «Вы будете». Я испугалась, но побоялась отказываться. И сразу нам дали послушание — пойти в Институт травматологии.
 
Владыка Филарет лично получил согласие главврача этой больницы на совершенно немыслимое до сего момента сотрудничество — православные сёстры милосердия будут посещать пациентов государственного медицинского учреждения.
 
Старшей сестрой была назначена Елена Жилкина 
Сестричеству достался самый сложный 5-й этаж, спинальное отделение — здесь проходили лечение люди с переломом позвоночника... Всё было ново для начинающих сестёр милосердия.
 
— Взяла я свою приятельницу, и мы первый раз пошли в больницу, — рассказывает Елена Жилкина. — Я никогда до этого в больнице не бывала. Пришли в отделение, где лежат парализованные люди. А там такой запах, так страшно всё! Моя подруга сразу упала в обморок. Потом говорит: «Уходи, не соглашайся, станешь старухой за один год!».
 
А ещё меня очень смутило, что придётся мыть больных перед операцией. Хорошо, если это женщина. А если мужчина?! Я пошла с этим вопросом к Митрополиту. Высказала свои сомнения и попросила освободить меня от послушания. Владыка сначала сказал: «Да, наверное, надо кого-то постарше…». Но, помолчав, добавил: «Знаете, попробуйте ещё раз».
 
Тогда я пошла к главврачу и стала просить, чтобы нам дали женское отделение. А он: «Елена Александровна, идите быстрей, там, на каталке, парень лежит, его срочно нужно оперировать, помойте его». И времени думать не было уже — мы с сёстрами побежали мыть больного. Хоть и стыдно было, но помыли. Правда, парень без чувств был… Так мы стали работать. Я думаю, всё это благодаря молитве Владыки — она у него сильная.
 
В любой больнице всегда много возможностей послужить Богу и ближнему. Начинающие сёстры милосердия прекрасно видели это и, преодолев свои страхи и опасения, с воодушевлением стали браться за любую работу.
 
— Мы кормили больных, выносили утки, убирали в палатах, — говорит Елена Жилкина. — Помнится, однажды наша сестра, кстати, старшая по возрасту, так вычистила мусоропровод, что со всех этажей приходили смотреть. Санитаркам помогали. Трудно им было — работа тяжёлая, а платили копейки. Да и брали на эту работу кого попало. Была ещё такая проблема: родственникам больных запрещали оставаться в больнице. И в таких случаях наша помощь лежачим была очень кстати.
 
Покровительница сестерНо вначале, когда мы стали приходить в больницу, на нас смотрели как на ненормальных: «Это те, которые молятся. Только ненормальные молятся!». Это было время абсолютного атеизма».
 
Кроме ухода за больными, сёстры беседовали с ними на духовные темы. Нетрудно представить себе, какой неподдельный интерес вызывали у пациентов и сотрудников больницы люди, которые добровольно и без какой-либо зарплаты пришли трудиться туда, где царит страдание, болезнь, боль.
 
Сёстры видели, что тяжёлым больным, многие из которых находились на грани отчаяния, необходима была духовная поддержка. Попросили Владыку прислать в отделение священника, чтобы он исповедовал и причащал пациентов прямо в палатах.
 
Прошло приблизительно три месяца и их желание осуществилось.
 
— Я очень хорошо помню март 1989-го, — вспоминает Елена Александровна. — Рассвет. На фоне окна появляется священник. И все вокруг: «Поп пришёл, это ж надо!». В это раннее утро отец Игорь Коростелёв принёс в больницу Святые Дары. Состоялись Таинства Исповеди и Причастия.
 
Протоиерей Игорь стал первым духовником сестричества. Затем на этом поприще трудился отец Виктор Беляков, а с 1996-го — священник Игорь Латушко.
 
Отец Игорь Коростелёв, отец Иоанн Хома (ныне архиепископ Брестский и Кобринский) часто нас собирали, занимались с нами. Духовенство активно опекало первых сестёр. И сам Владыка как-то очень близок был к нам: собирал нас, поил чаем, беседовал. Тогда в Минске действовало только три храма, и он всегда был доступен. Может, минут 15 посидишь в очереди и быстро свои вопросы решаешь.
 
Эта поддержка очень нас воодушевляла. По своей собственной инициативе ещё в двух больницах организовали работу. Хотелось служить людям. Как на крыльях летали… Такое время было — всё зарождалось. И тогда, наверное, Господь много благодати давал.
 
Хотелось служить людям 
Как только больницу стал посещать священник, в жизни сестёр милосердия начался новый этап: учились готовить больных к Исповеди и Причастию. Сами сёстры внимательно слушали проповеди священника, стараясь не пропустить ни единого слова. Вера была, а вот знаний, чтобы проводить катехизацию больных, не хватало. В то время не то, чтобы книг духовного содержания, Библию было не достать. Только в 1989 г. после многолетнего перерыва возобновили свою работу белорусские духовные учебные заведения.
 
Елена Александровна вспоминает:
 
— Всем больным очень интересно было общаться с сёстрами. Мы им рассказывали, что в больницу батюшка приходит, исповедует. А чтобы подготовить людей, нужно рассказать, что такое грех, рассказать заповеди. Часто была реакция: «Какие у меня грехи — не убивала, не воровала». Говорю: «А аборты?» В ответ: «Ну, каких-то 15…».
 
Просто люди были воспитаны в атеистическом обществе. А человек, которого не научили с детства, как ему прийти к вере?! Всё изменилось, когда в больницу принесли Святые Дары. Я сама удивлялась. Когда стали причащать, чувствовалась уже помощь свыше.
 
Постепенно вслед за больными и врачи, и другие работники больницы стали приобщаться к вере — крестились, исповедовались, венчались, соборовались.
 
В 1990 г. был принят Устав, регулирующий работу сестричества. С этого момента оно получило официальный статус. Учитывая это обстоятельство, именно в мае 2010 г. сёстры торжественно отметили 20-летие своих трудов в рядах первого белорусского сестричества милосердия.
 
Владыка Филарет призывал верующих пополнять ряды сестричества 
На Пасхальной службе 1990 г. в Кафедральном соборе сёстры удивили всех — стояли на службе и подошли к Причастию в белых косынках и форме. Покрой косынок восстановили по дореволюционным фотографиям сестёр милосердия — своих прабабушек.
 
Елена Александровна говорит:
 
— Сестра милосердия обязательно должна отличаться внешне! Перед той Пасхой я сама сшила первые косынки для сестёр. Наши девочки вышивали крестики. Нашла фотографии своей давней родственницы, которая была сестрой милосердия, и другие фото сестёр милосердия отыскала. Владыка Филарет дал нам деньги на пошив специальных платьев, помню, я привезла ткань из Каунаса.
 
Когда мы пришли на Пасхальную службу, реакция была необыкновенная. Это было такое торжество!
 
Владыка Филарет неоднократно призывал верующих пополнять ряды сестричества Софии Слуцкой и творить дела милосердия, к которым призван каждый христианин. Воодушевлённые проповедями архипастыря, членами общества милосердия становились не только прихожанки, но и прихожане действовавших в то время храмов Минска. В скором времени число сестёр и братьев достигло 70 человек.
 
— В сестричество шли женщины лет 35–40, семейные, — продолжает Елена Жилкина. — Молодёжь тоже была. Но «горячих», которые ради сестричества всё бросали, и семью в том числе, духовник наш отсылал назад. За время существования сестричества его членами были люди совершенно разных возрастов — от 17 до 80 лет — и разных профессий.
 
Ещё в 1989 г. сестричество стало расширять свою деятельность 
Ещё в 1989 г. сестричество стало расширять свою деятельность. Сёстры начали опекать отделение реабилитации 5-й городской больницы, дом престарелых. В 1990-ом, весной, началось регулярное посещение отделения реанимации 1-й больницы, несколько позже — детского гематологического отделения. В 1993 г. здесь с разрешения главврача сёстры устроили часовню, где служили молебны и акафисты, совершались церковные Таинства. С 1995-го сестричество Софии Слуцкой взяло под опеку Окружной военный госпиталь. Здесь 9 мая 1998 г. священник Игорь Латушко впервые за всё время существования госпиталя совершил Божественную литургию.
 
В 1993–1996 годах в Беларусь с Запада обильно поступала гуманитарная помощь — одежда и продукты питания. Сёстры немало потрудились, распространяя эту помощь в больницы, детские дома, в квартиры инвалидов и малоимущих жителей Минска.
 
Активная помощь ближнему, жизнь в лоне Церкви постепенно преображали тех, кто принял на себя подвиг служения сестры милосердия. Некоторые члены сестричества во имя праведной Софии Слуцкой приняли монашеский постриг и ныне являются насельницами монастырей Полоцка, Гродно, Киева, Петербурга, Борисова. Несколько братьев приняли сан священнослужителя. Многие сёстры закончили духовное училище, есть и такие, которые стали матушками — жёнами священников.
 
Однако Елена Александровна призналась, что не всегда и не всё было гладко и просто в жизни первого сестричества:
 
— Я считаю, что в работе сестёр милосердия должна быть дисциплина. Время гонений на Церковь, когда верующих, священников арестовывали, и нынешнее время — разные. У нас совсем другие искушения. И в сестричестве тоже. Женщина постсоветского времени привыкла везде командовать сама, и поэтому с послушанием здесь трудно.
 
В работе сестёр милосердия должна быть дисциплина 
После возведения на территории 1-й больницы детского хирургического центра (ДХЦ) группа сестёр стала посещать все 6 этажей этого лечебного учреждения. Здесь удалось выхлопотать небольшое помещение и устроить в нём часовню. С тех пор один-два раза в месяц здесь совершалась Литургия, служились молебны. Елена Жилкина говорит:
 
— Мы очень рано (в 5:30) начинали службу, чтобы успеть до завтрака. Потом крестили и причащали младенцев. Во время литургии пел хор студенток духовного училища и Академии музыки. Служба в часовне — это всегда была такая радость! Уходишь после неё, а душа поёт.
 
В ДХЦ проходят лечение около 200 маленьких пациентов и результат его, увы, бывает разный, не всегда счастливый. По словам Елены Жилкиной, есть случаи самоубийства матерей.
 
— Это такой стресс, когда твой первенец умирает, — говорит она. — Раньше, когда рожали много детей, и люди были верующими, к смерти младенцев (а это случалось часто) относились всё-таки по-другому. А сейчас у неверующих матерей отчаяние полное. И я уверена: если мы не будем заниматься матерями, то все наши труды будут перечёркиваться.
 
У мощей преподобной Софии Слуцкой 
Завершая беседу, Елена Жилкина опять с благоговением говорит про Митрополита Филарета, про то, что сёстры первого белорусского сестричества ежегодно в праздники Пасхи и Рождества Христова обращаются к Владыке с поздравлением и просят у него благословения на дальнейшие труды.
 

Елена НАСЛЕДЫШЕВА
07.03.2018 

В Минске обсудили роль христиан в устойчивом развитии Беларуси

Роль церквей и христианских общественных организаций в устойчивом развитии Беларуси обсуждали 23 мая 2018 г. на конференции в Минске. Мероприятие было организовано Центром европейских исследований имени Вильфреда Мартенса (Брюссель), Институтом развития и социального рынка для Беларуси и Восточной Европы и межконфессиональной миссии «Христианское социальное служение». В мероприятии участвовали и представители Союза сестричеств милосердия БПЦ.

Подробнее...

Размышления о милосердии. Часть 5.

Сестра милосердия – сестра с милостивым сердцем... дарить милость ближнему, видя в нем образ Божий, помогать физически, а еще важнее – духовно: поддержать словом, взглядом, постараться обратить мысли человека к самому важному, к вечному, что никогда не оставит его – Любовь Божия – которая любит его всякого, всегда, в любой беде, только бы нам попытаться в себе найти хоть капельку такой любви, чтобы не сказать потом: «Господи, мне трудно быть с Тобой, оставь меня».

Подробнее...

Размышления о милосердии. Часть 4.

Сестра милосердия своей любовью согревает души, поднимает с постели больного, посетит и окормит страждущего, поддержит в трудную минуту и скажет теплое слово, вселит искорку надежды, посеет слово Божие.

Кто такая сестра милосердия? В первую очередь – это должен быть человек глубоко верующий, открытый, немного психолог, помогающий слабым людям, от всей души делающий добрые дела, любящий детей и творящий благо.

Подробнее...

Звонок-помощь для Ангела вновь актуален

Возобновила работу наша благотворительная линия!!! Звоните, нам очень нужна Ваша поддержка!!!

Звонок с городского телефона для жителей Беларуси:

8-902-101-29-29.

Подробнее...

Пасхальная радость в Бобруйке

Сестричество  во имя святой праведной Иулиании Лазаревской при Свято-Георгиевском храме завершило благотворительную акцию «Пасхальная радость»,  которую проводит ежегодно с 2003 г.

Подробнее...

Яндекс.Метрика